Медицина экстремальных ситуаций
Научно-практический рецензируемый журнал
ФМБА России

Включен в перечень ВАК

Редакция: +7 (495) 617-08-04
j-mes@fcitep.ru
Подписка: +7 (985) 315-52-58 baranovskaya@fcitep.ru
Реклама: +7 (499) 190-30-00
rec@j-mes.ru

Концепция проспективного мониторинга состояния здоровья персонала АЭС и населения, проживающего вблизи АЭС.

Авторы: А.В. АклеевН.А. КошурниковаМ.Ф. Киселев, Т.В. Азизова, Е.Ю. Буртовая, В.П. Гриценко, М.О. Дегтева, Г.П. Димов, Л.Ю. Крестинина, Э.С. Куропатенко, Ю.Г. Мокров, Е.А. ПряхинС.А. Романов, Н.В. Старцев, А. В. Трапезников, Н.К. Шандала.

Одним из приоритетных направлений использования атомной энергии является обеспечение безопасности—защиты отдельных лиц, населения и окружающей среды (ФЗ «Об использовании атомной энергии» №170 от 21.11.95). До настоящего времени единственным документом по вопросам экологического нормирования допустимости строительства новой или увеличения мощности действующей АЭС остается «Руководство по разработке и содержанию обоснования экологической безопасности атомных станций» (РО ЭБ АС-91), временно введенное Минатомом в 1992 году.

Сохранение природы и улучшение окружающей среды являются приоритетными направлениями деятельности государства и общества, поскольку здоровье, социальное и экологическое благополучие населения находятся в неразрывном единстве. В процессе производства атомной энергии должно быть обеспечено сохранение естественных экосистем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций, а также сохранение продуктивности агроэкосистем и потребительских свойств сельскохозяйственной продукции. Всё это является обязательными условиями для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны.

Для оценки состояния здоровья персонала и населения необходимо создание медико-дозиметрических регистров и баз данных, которые позволят осуществить мониторинг состояния здоровья работающих и населения в соответствии с «Основами государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности РФ на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» (№ 2196 от 04.12.2003 г.). Методология разработки и ведения радиационноэпидемиологических регистров персонала ядерно- и радиационно- опасных объектов и населения в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.04. 2005 года № 206 определяется Федеральным медико-биологическим агентством (ФМБА России).

Радиоэкологический мониторинг окружающей среды обеспечивает не только оценку краткосрочных изменений содержания радионуклидов в отдельных компонентах естественных экосистем, но и способствует определению долгосрочных тенденций в общей экологической ситуации на данной территории. В итоге более обоснованно решаются вопросы определения границ санитарнозащитных, рекреационных зон, а также организации землепользования в регионе АЭС. Кроме того, данные мониторинга могут быть использованы для построения математических моделей и прогноза возможных последствий аварийных ситуаций.

Нормативные ссылки

Настоящая концепция подготовлена на основании и с учетом следующих нормативных правовых актов и нормативных документов Российской Федерации:

  • Закон РФ от 15 мая 1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с последующими изменениями и дополнениями - ред. от 22 и 25 декабря 2008 г.).
  • Федеральный закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».
  • Федеральный закон от 9 января 1996 г. № З-ФЗ «О радиационной безопасности населения» (с изменениями от 22 августа 2004 г.).
  • Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 129-ФЗ от 28 октября 2002 г.
  • Федеральный закон РФ «О персональных данных» (№ 152-ФЗ от 31 июля 2006 г.) 
  • Федеральный закон от 20.02.95. № 24- ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации».
  • Федеральный закон от 27.07.2006 № 149- ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
  • Указ Президента РФ от 06.03.97. № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера».
  • Приказ Минздрава РФ, Госатомнадзора РФ и Госкомэкологии РФ от 21 июня 1999 г. No 240/65/289 «Об утверждении типовых форм радиационногигиенических паспортов».
  • Санитарные правила СП 2.6.1.758-99 «Ионизирующее излучение, радиационная безопасность. Нормы радиационной безопасности (НРБ-99)» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 2 июля 1999 г.).
  • Санитарные правила СП 2.6.1.799-99 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99)» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 27 декабря 1999 г.). 
  • МУ № 239/66/288 Методические указания «Порядок заполнения и ведения радиационно-гигиенических паспортов организаций и территорий». М.: Минздрав России. 1999. 
  • МУ 2.6.1.1088-02 Методические указания «Оценка эффективных доз облучения населения за счет природных источников ионизирующего излучения». М.: Минздрав России. 2002.
  • МУ 2.6.1.14-2001. Методические указания «Контроль радиационной обстановки. Общие требования». М.: Федеральное Управление «Медбиоэкстрем». 2000.
  • СП 2.6.1.2216-07. Санитарные правила  «Санитарно-защитные зоны наблюдения радиационных объектов. Условия эксплуатации и обоснование границ». М. 2007.

Термины и определения

В настоящем документе принята терминология в соответствии с НРБ-99, ОСПОРБ-99, а также используются следующие термины и определения:

Атомная электростанция (АЭС) - ядерная установка для производства энергии в заданных режимах и условиях применения, располагающаяся в пределах определенной проектом территории, на которой для осуществления этой цели используется ядерный реактор (реакторы) и комплекс необходимых систем, устройств, оборудования и сооружений с необходимыми работниками (персоналом) (ПНАЭ Г- 01- 011- 97, ОПБ- 88/97).

Безопасность АЭС — свойство АЭС при нормальной эксплуатации и нарушениях нормальной эксплуатации, включая аварии, ограничивать радиационное воздействие на персонал, население и окружающую среду установленными пределами (ПНАЭ Г- 01- 011- 97, ОПБ- 88/97).

Блок АЭС — часть АЭС, выполняющая функцию АЭС в определенном проектом объеме (ПНАЭ Г- 01- 011- 97, ОПБ- 88/97).

Ввод в эксплуатацию — процесс, во время которого системы и оборудование блока АЭС или АЭС в целом начинают функционировать, и проверяется их соответствие проекту, включающий в себя предпусковые наладочные работы, физический и энергетический пуски, опытнопромышленную эксплуатацию и завер- шающийся сдачей АЭС в промышленную эксплуатацию (ПНАЭ Г-01-011-97, ОПБ- 88/97).

Вывод блока АЭС из эксплуатации — процесс осуществления комплекса мероприятий после удаления ядерного топлива, исключающий использование блока АЭС в качестве источника энергии и обеспечивающий безопасность персонала, населения и окружающей среды (ПНАЭ Г-01-011-97, ОПБ- 88/97).

Группа критическая — группа лиц из населения (не менее 10 человек), однородная по одному или нескольким признакам (полу, возрасту, социальным или профессиональным условиям, месту проживания, рациону питания), которая подвергается наибольшему радиационному воздействию по данному пути облучения от данного источника излучения (ПНАЭ Г-01-011- 97, ОПБ- 88/97).

Доза эффективная годовая — сумма эффективной дозы внешнего облучения, полученной за календарный год, и ожидаемой эффективной дозы внутреннего облучения, обусловленной поступлением в организм радионуклидов за этот же год. Единица годовой эффективной дозы зиверт (Зв) (ПНАЭ Г- 01- 011- 97, ОПБ- 88/97).

Естественная экологическая система — объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществом и энергией (№ 7-ФЗ).

Загрязнение радиоактивное — присутствие радиоактивных веществ на поверхности, внутри материала, в воздухе, в теле человека или в другом месте в количестве, превышающем уровни, установленные НРБ- 99 (НРБ-99).

Запроектная авария — авария, вызванная не учитываемыми для проектных аварий исходными событиями или сопровождающаяся дополнительными по сравнению с проектными авариями отказами систем безопасности сверх единичного отказа, реализацией ошибочных решений персонала (ПНАЭ Г- 01- 011- 97, ОПБ- 88/97).

Зона влияния АЭС — территория вокруг АЭС, на которой возможны явления, процессы и факторы техногенного происхождения, связанные с деятельностью АЭС, а также природные явления, процессы и факторы, модифицированные деятельностью АЭС, способные оказать влияние на здоровье населения и состояние природной среды. 

Зона наблюдения — территория за пределами санитарно-защитной зоны, на которой проводится радиационный контроль (НРБ -99).

Зона планирования защитных мероприятий — территория вокруг атомной станции, в границах которой возможно радиационное воздействие при запроектных авариях и планируются мероприятия по защите населения, предусмотренные действующими нормами радиационной безопасности. За пределами этой зоны для вышеуказанных аварий проведение мероприятий по защите населения не требуется (НП-032-01).

Компоненты природной среды — земля, недра, почва, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле (№ 7-ФЗ).

Нормальная эксплуатация АЭС — экс- плуатация АЭС в определенных проектом эксплуатационных пределах и условиях (ПНАЭ Г- 01- 011- 97, ОПБ- 88/97).

Окружающая среда — совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов (№ 7-ФЗ).

Органы государственного надзора за радиационной безопасностью — органы, которые уполномочены Правительством Российской Федерации и ее субъектов осуществлять надзор за радиационной безопасностью (НРБ-99).

Площадка АЭС — территория в пределах охраняемого периметра, где размещаются основные и вспомогательные здания и сооружения АЭС (НП-032-01).

Природная среда — совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов (№ 7-ФЗ). 

Природно-антропогенный объект — природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение (№ 7-ФЗ). 

Природный объект — естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства (№ 7-ФЗ).

Радиационная авария — потеря управления источником ионизирующего излучения, вызванная неисправностью оборудования, неправильными действиями работников (персонала), стихийными бедствиями или иными причинами, которые могли привести или привели к облучению людей выше установленных норм или радиоактивному загрязнению окружающей среды (НРБ-99).

Радиационная безопасность персонала АЭС — состояние защищенности работающих на АЭС людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующего излучения (НРБ-99).

Радиационная безопасность населения — состояние защищенности настоящего и будущих поколений людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующего излучения (НРБ-99).

Район размещения АЭС — территория, включающая площадку АЭС, на которой возможны явления, процессы и факторы природного и техногенного происхождения, способные оказать влияние на безопасность АЭС (НП-032-01).

Санитарно-защитная зона — территория вокруг источника ионизирующего излучения, на границе которой уровень облучения людей в условиях нормальной эксплуатации данного источника может превысить установленный предел дозы облучения населения. На территории санитарно-защитной зоны запрещено постоянное проживание людей (НРБ -99, ПНАЭ Г- 01- 011- 97, ОПБ- 88/97).

Экологическая безопасность — состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий (№ 7-ФЗ).

Общие положения

Стратегической целью проспективного мониторинга состояния здоровья является повышение медико-социальной защищенности персонала АЭС и населения, проживающего на территориях, расположенных вблизи АЭС, посредством:

а) совершенствования системы медико-санитарного обеспечения;

б) создания условий для оказания целевой (адресной) поддержки групп повышенного риска;

в) реабилитации персонала и населения, подвергающихся воздействию техногенного облучения и других факторов окружающей среды, оказывающих неблагоприятное влияние на здоровье.

Основной задачей системы мониторинга является обеспечение гарантированной безопасности не только работающего на станции персонала, но и населения, постоянно проживающего в зоне наблюдения. Для достижения этой задачи разрабатываются методические рекомендации, которые обосновывают организацию и проведение долгосрочного динамического наблюдения, научного анализа и медико-гигиенического заключения о состоянии среды обитания и здоровья населения, проживающего в зоне наблюдения в условиях их нормальной эксплуатации. Рекомендации распространяются на периоды: снятия «нулевого» фона среды обитания и здоровья персонала и населения; эксплуатации атомной станции; пуска новых энергоблоков и вывода из эксплуатации атомной станции. Положения рекомендаций не распространяются на проведение мониторинга окружающей среды и здоровья населения в аварийной ситуации, который осуществляется в соответствии со специально разработанными документами.

Система мониторинга включает комплекс мероприятий по оценке динамики радиационно-гигиенической обстановки, состоянию здоровья и природных экосистем, начиная от проектных работ и кончая выводом АЭС из эксплуатации. Основными требованиями к безопасности АЭС являются научное обоснование уровней дозовых нагрузок не только для персонала, но и для населения, установление связи (атрибутивности) и оценки риска вероятности индукции детерминированных и отдаленных стохастических (канцерогенных и генетических) последствий. Выполнение этих требований возможно в результате проведения радиационно-гигиенических и медико-эпидемиологических исследований на всех этапах деятельности АЭС, включая этапы проектирования и строительства не только новых станций, но и дополнительных блоков на действующих АЭС.

Важным условием организации и проведения мониторинга является унификация методов исследования, а также регулярность и периодичность их проведения. Для выполнения этого требования необходимо предусмотреть формирование единой базы данных и использовать единые унифицированные методы исследования. Для обеспечения сравнительного анализа состояния здоровья и природных экосистем мониторинг распространяется также и на выбранную контрольную территорию. Объективный анализ последствий для здоровья человека и природных систем предполагает необходимость сведений об исходном состоянии здоровья и радиационногигиенической обстановке. Данные о фоновом состоянии здоровья и природных экосистем позволят оценить вклад радиации среди других неблагоприятных факторов окружающей среды. Таким образом, мониторинг состояния здоровья должен начинаться еще на этапе проектирования АЭС до начала строительства АЭС.

В целях оценки состояния здоровья персонала и населения, проживающего в зонах размещения АЭС, в рамках комплексного мониторинга радиационно- гигиенической ситуации, здоровья персонала и населения в качестве показателей популяционного здоровья рекомендуется использовать следующие параметры: медико-демографические, заболеваемость и смертность, в т.ч. детей. Наиболее значимыми, определяющими медикодемографическую ситуацию являются сведения об уровне и структуре заболеваемости, смертности с выделением таких показателей как младенческая заболеваемость и смертность, репродуктивное здоровье и злокачественные новообразования. При этом данные официальной статистики не могут считаться достаточными без эпидемиологического анализа и оценки радиационного риска наиболее значимой патологии, для которой, согласно современным литературным сведениям, общепризнанной считается связь с радиационным фактором. Эпидемиологический анализ должен быть проведен среди критических по возможному радиационному влиянию когорт населения (с учетом фоновых значений анализируемых показателей) и жителей контрольных населенных пунктов, выбранных в регионе строительства АЭС.

Оценки фонового состояния здоровья позволят в будущем определить вклад радиации среди других неблагоприятных факторов окружающей среды, с которыми связано возникновение большинства заболеваний, имеющих мультифакториальную природу.

Система мониторинга состояния здоровья, базирующаяся на общих унифицированных принципах и подходах, должна учитывать особенности краевой патологии, влияние всех источников радиации и потенциальных источников, а также других неблагоприятных экологических и профессиональных факторов. Таким образом, организация мониторинга состояния здоровья персонала и населения проводится в соответствии с общими методическими рекомендациями, которые разрабатываются для всех АЭС, и конкретными рекомендациями для каждой АЭС с учетом ее специфики.

Система мониторинга природной среды в зоне влияния АЭС основана на новой парадигме, рассматривающей здоровье человека и «здоровье» окружающей природной среды как единое целое. При нормальном режиме работы воздействие АЭС на природную среду можно отнести за счет влияния преимущественно трех факторов — радиационного, химического и теплового. Строительство и эксплуатация атомных станций может оказывать следующее влияние на экосистемы: разрушение естественных экосистем в связи с отчуждением территорий для строительства АЭС; ради- оактивное загрязнение окружающей среды; химическое загрязнение окружающей среды; тепловое загрязнение окружающей среды и связанное с этим изменение микроклимата; изменение гидрологического режима водоемов — источников водоснабжения АЭС; изменение водных экосистем в результате переброски воды из других гидрологических систем с другим качеством воды (другим химическим составом воды). Такие изменения могут оказывать прямое или косвенное неблагоприятное влияние на здоровье человека. Трансформации экосистем могут приводить к неблагоприятным эффектам для здоровья населения в результате изменения качества и количества продуктов питания и воды, недостаточности источников энергии, нарушения процессов деструкции и детоксикации поллютантов в экосистемах, изменения микроклимата и связанным с этим изменением экологии возбудителей инфекционных заболеваний.

Радионуклиды поступают от АЭС в окружающую среду двумя путями — с газоаэрозольными выбросами в атмосферу и жидкими сбросами в водоемы-охладители. Особое место среди поступающих от АЭС в водоемы-охладители радионуклидов занимает тритий. При строительстве и экс- плуатации АЭС, как и многих других крупных промышленных предприятий, в окружающую среду обычно поступает большое количество химических веществ (тяжелые металлы, детергенты, фреон, фенолы, толуол, ксилол, аммиак, ацетон, кислоты, щелочи, ПВА, масла, мазут, нефтепродукты). В водоемы-охладители могут также поступать бытовые загрязнения из населенных пунктов, расположенных на берегу водоема. Результаты экологического мо- ниторинга позволят поддерживать водные экосистемы в состоянии экологической безопасности для природы и человека.

Важно учитывать, что влияние АЭС на экологическую обстановку может происходить на фоне уже существующего техногенного загрязнения окружающей среды.

В системе мониторинга природных экосистем, состоящих из нескольких взаимодействующих между собой объектов — биогеоценозов, важен системный подход, который исходит из того факта, что рассматриваемая совокупность объектов, обладая известной независимостью, опре- деленным образом связана между собой. Долгосрочные прогнозы изменения радиоэкологической ситуации в зоне влияния АЭС реализуются с использованием метода математического моделирования.

В ходе реализации мероприятий по мониторингу состояния здоровья персонала АЭС и населения, проживающего вблизи АЭС необходимо выделить два этапа:

  1. Оценка исходного фонового уровня состояния здоровья персонала и населения, проживающего в зоне наблюдения, а также радиационно-гигиенических и радиоэкологических параметров.
  2. Долгосрочный радиационно-гигиенический, радиоэкологический и медицинский мониторинг.

Здоровье персонала и населения

Мониторинг состояния здоровья персонала АЭС и населения, проживающего вблизи АЭС, осуществляется на основе эпидемиологического анализа территориальной медицинской статистики, анализа персональных данных в критических группах среди персонала и населения, а также данных, полученных в ходе скрининговых исследований репрезентативных выборок населения наблюдаемых территорий.

Мониторинг состояния здоровья населения при нормальной регламентной эксплуатации станции осуществляется в зоне наблюдения АЭС, а в случае аварии — в зоне радиоактивного загрязнения. Контрольная территория должна быть сопоставима с районом расположения АЭС по основным экологическим и климатическим характеристикам, численности, возрастно-половой структуре и медицинскому обеспечению населения, не должна подвергаться влиянию АЭС и других радиационно-опасных объектов.

В качестве основных показателей популяционного здоровья населения используются показатели медицинской статистики: медико-демографические показатели, заболеваемость, репродуктивное здоровье, здоровье детей, заболеваемость щитовидной железы с учетом йодной обеспеченности, онкозаболеваемость и отдельно заболеваемость гемобластозами. Помимо официальных статистических данных необходимо оценивать состояние здоровья критических групп населения, проживающих в зоне наблюдения.

Информационной основой для организации мониторинга состояния здоровья персонала и населения и его оценки являются медико-дозиметрические базы данных (БД). Проспективный комплексный мониторинг состояния здоровья персонала АЭС проводится на основе медико-дозиметрического регистра с учетом предшествующей профессиональной деятельности, особенно для лиц, ранее имевших контакт с источниками ионизирующих излучений, а для населения зоны наблюдения с учетом проживания на радиоактивно-загрязненных территориях. БД должна обязательно включать детей зоны наблюдения, как наиболее радиочувствительную часть населения. Индивидуальные оценки доз должны учитывать все природные, глобальные и техногенные источники внешнего и внутреннего радиационного воздействия.

При формировании БД обеспечивается добровольное согласие человека на использование информации о его частной жизни (паспортные данные, состояние здоровья, результаты дозиметрических исследований и др.). Организациям, ответственным за проведение мониторинга состояния здоровья населения в районе расположения АЭС, должен быть обеспечен доступ к персональным данным о заболеваемости, смертности и миграции персонала и населения. Учреждения, отвечающие за создание и поддержку баз данных, обеспечивают и гарантируют защиту персональных данных человека в соответствии с международно признанными требованиями защиты прав человека, включая применение методов зашиты, исключающих несанкционированный доступ к БД.

Оценка исходного состояния здоровья персонала АЭС и населения, проживающего вблизи АЭС, позволит объективно оценивать возможные эффекты как профессионального, так и техногенного облучения. Принимая во внимание возможность влияния на состояние здоровья населения других источников антропогенного воздействия, оценка исходного уровня состояния здоровья жителей, проживающих на территориях, расположенных вблизи предприятия ядерной энергетики, должна быть завершена к началу эксплуатации АЭС.

Оценка исходного состояния здоровья лиц, принимаемых на работу на АЭС, как на предприятие атомной промышленности и ядерной энергетики с вредными и/ или опасными условиями труда, осуществляется в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации № 90 от 14 марта 1996 г. «О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии» и Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 83 от 16 августа 2004 г. «Об утверждении перечня вредных и/ или опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)» с изменениями от 16 мая 2005 г.

Предварительные медицинские осмотры при приеме на работу проводятся, с одной стороны, с целью определения соответствия состояния здоровья работника (освидетельствуемого) поручаемой ему работе согласно статье 213 ТК РФ (Собрание законодательных актов Российской Федерации, № 1, Часть I, Статья 3, 2002 г.); с другой стороны, для последующего диспансерного наблюдения и своевременного проведения профилактических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение здоровья и восстановление трудоспособности работника. При приеме на работу лиц, ранее подвергавшихся профессиональному облучению либо проживавших и/или проживающих на радиоактивно загрязненных территориях, предварительный медицинский осмотр должен осуществляться в Центре профессиональной радиационной патологии.

Принципиально важным при оценке исходного уровня и дальнейшего мониторинга состояния здоровья персонала АЭС и населения, проживающего на территориях, расположенных вблизи АЭС, является выбор демографических и медицинских показателей, которые позволят в дальнейшем оценить возможное влияние и/или вклад профессионального и/или техногенного облучения на состояние здоровья персонала и населения.

Медико-демографические показатели, включающие численность и половозрастную структуру населения, данные о структуре и уровнях рождаемости и смертности, сведения о миграции населения являются неотъемлемой частью оценки состояния здоровья населения. Аналогичные медикодемографические показатели оцениваются и на контрольной территории. Среди медикодемографических показателей должна быть выделена младенческая смертность и смертность от злокачественных новообразований, как наиболее информативные при действии малых доз радиации.

Заболеваемость и репродуктивное здоровье характеризуют состояние здоровья популяции в целом при воздействии комплекса неблагоприятных факторов, включающих ионизирующее излучение. Основными характеристиками заболеваемости являются структура, частота впервые выявленных заболеваний в целом и по отдельным классам болезней, в первую очередь, злокачественных новообразований, особенно гемобластозов и рака щитовидной железы.

Заболеваемость злокачественными новообразованиями (и смертность от них) являются приоритетными при проведении мониторинга здоровья. Среди онкологических заболеваний особое место принадлежит гемобластозам, имеющим короткий латентный период, в связи с чем гемобластозы могут служить индикатором радиационного воздействия. При относительно низкой частоте гемобластозов у взрослых, среди детей лейкозы занимают 40-50% от всех злокачественных новообразований, поэтому они подлежат особому учету и контролю.

Мониторинг репродуктивного здоровья позволяет контролировать динамику как соматического, так и генетического здоровья популяции на протяжении нескольких поколений. Основными характеристиками (параметрами) репродуктивного здоровья являются возрастные показатели (возраст начала и прекращения менархе), состояние функции воспроизводства (число беременностей и их исходов, включая роды живым и мертвым плодом, различные типы прерывания беременности), фертильность и гинекологическая заболеваемость.

Состояние здоровья детей является приоритетным при проведении мониторинга состояния здоровья населения. При оценке воздействия окружающей среды на здоровье населения дети составляют критическую группу. Детский организм, находящийся в стадии роста и развития, отличается особой чувствительностью к воздействию различных факторов окружающей среды, в том числе ионизирующего излучения, а сроки реализации неблагоприятных эффектов у них значительно короче, чем у взрослых. Особо высокой чувствительностью организм человека характеризуется в период внутриутробного развития и в период новорожденноеTM. Частота и структура врожденной патологии являются наиболее рано проявляющимся стохастическим эффектом действия малых доз радиации.

Состояние щитовидной железы обусловлено выбросами радиойода, что может привести к учащению и утяжелению эндемических заболеваний щитовидной железы и увеличить риск возникновения других эндокринных заболеваний. При этом необходимо учитывать йодную обеспеченность региона расположения АЭС.

Основными задачами первого этапа мониторинга являются:

  1. Определение зоны наблюдения и населенных пунктов, расположенных на ее территории.
  2. Формирование когорт персонала и населения, подлежащих проспективному наблюдению.

Выбор демографических показателей и показателей для оценки исходного состояния здоровья.

  1. Контроль полноты и качества полученной информации.
  2. Анализ первичных данных.
  3. Оценка исходного уровня демографических показателей и состояния здоровья населения, проживающего на территориях, расположенных вблизи предприятия ядерной энергетики.
  4. Проведение предварительного медицинского осмотра нанимаемых работников в Центре профессиональной патологии для оценки исходного уровня здоровья.
  5. Регистрация персонала с целью создания когорты работников АЭС для проспективного наблюдения.​ 

Принимая во внимание большую численность населения зоны наблюдения, в организации медицинского наблюдения наиболее целесообразным следует считать скрининговый метод. Обоснованность данного подхода также связана с невозможностью организации регулярных специализированных медицинских осмотров облученного сельского населения учреждениями местого здравоохранения. Другими важными факторами, определяющими организацию системы мониторинга за здоровьем населения, являются необходимость выделения групп повышенного риска и критических систем организма, представляющих наибольшую вероятность развития отдаленных радиационных эффектов. Отнесение системы к числу критических может быть обусловлено ее высокой радиочувствительностью, радионуклидным составом выброса и особенностями распределения радионуклидов в организме. Выделение групп повышенного риска позволяет существенно сократить число облученных лиц, нуждающихся в углубленном дорогостоящем обследовании. В отдаленные сроки мониторинга особое внимание следует уделять не только критическим системам, но и системам, максимально подверженным инволюционным процессам (сердечно- сосудистая, костная системы, орган зрения).

В ходе выполнения второго этапа мониторинга выделяются следующие ключевые направления деятельности:

  1. Мониторинг демографических показателей.
  2. Мониторинг состояния здоровья населения, проживающего в зоне наблюдения АЭС.
  3. Мониторинг состояния здоровья персонала АЭС.
  4. Выделение критических групп для проведения скрининговых исследований.
  5. Создание репрезентативной выборки взрослого населения наблюдаемых тер- риторий для проведения скрининговых исследований (физического, репродуктивного и психического здоровья).
  6. Контроль полноты и качества информации, получаемой при проведении мониторинга.
  7. Анализ первичных данных.
  8. Оценка изменений в состоянии здоровья персонала и населения зоны наблюдения АЭС.

Основные ожидаемые результаты вышеуказанных мероприятий мониторинга:

  1. Определение исходного уровня состояния здоровья населения, проживающего на территории влияния АЭС и персонала, нанимаемого для работы на данном предприятии.
  2. Рекомендации по совершенствованию системы медицинского обеспечения и организации наблюдения за состоянием здоровья населения, проживающего на территориях влияния АЭС и персонала АЭС.
  3. Оценка влияния радиационных и нерадиационных факторов на здоровье персонала и населения, ранняя диагностика различных патологических состояний, повышение эффективности лечебно-профилактических мероприятий и качества жизни персонала и населения.

Социально-психологический статус

Имеющийся опыт эксплуатации АЭС показал, что со временем социально-психологические аспекты безопасности становятся достаточно проблемными и могут вызывать социально-психологическую напряженность у персонала и особенно у населения. Целью социально-психологического мониторинга (СПМ) является обеспечение устойчивого и благоприятного социально психологического состояния населения и персонала в условиях строительства, эксплуатации и вывода из эксплуатации АЭС.

В соответствии с концепцией, целью первого этапа является оценка исходного социально-психологического состояния персонала АЭС и населения, проживающего на территории, прилегающей к ядерному объекту. На втором этапе реализуется долгосрочный мониторинг социально-психологических показателей у персонала и населения в период эксплуатации ядерного объекта.

Работа с населением на первом этапе предполагает: определение территории наблюдения, выбор социальных и психологических показателей, характеризующих статус населения и персонала АЭС, сбор информации, контроль полноты и качества полученной информации и оценку исходного уровня социального и психологического статуса населения. Задачей второго этапа является мониторинг показателей социально- психологического благополучия персонала и населения.

Мониторинг социально психологического статуса населения включает анализ объективной информации о социальной ситуации, складывающейся в зоне наблюдения и о состоянии дел в важнейших сферах жизнедеятельности людей; общественного мнения населения по вопросам оценки социальной ситуации, социального благополучия основных социальных групп; субъективной самооценке населением переживаний и чувств, которые порождаются у него событиями и изменениями в социальной жизни и окружающей среде. В качестве индикаторов социально-психологической напряженности можно рассматривать состояние здоровья и его оценку (самочувствие), материальные условия жизни и удовлетворенность ими, духовное состояние и настроение, поведение и намерения действовать.

Социально-психологический мониторинг населения, проживающего вблизи АЭС, являющийся предметом пристального внимания населения и СМИ, осуществляется путем комплексного применения ряда методик. Мониторинг обеспечивает длительное системное наблюдение за состоянием социальных процессов, за изменением социальной ситуации в зоне наблюдения с помощью анкетирования, экспресс-интервью, анализа государственной статистической отчетности и другие. Основным фактором, предопределяющим социально-психологическую напряженность, является социальное благополучие населения, которое оценивается на основе объективного многофакторного анализа социально-экономического состояния зоны наблюдения и социально значимых медико-демографических показателей. Социальное благополучие населения одновременно оценивается на основе мониторинга общественного мнения населения и характера патопсихологических проявлений у населения.

Оценка социально-психологического статуса проводится на основе доступных для анализа объективных (статистических) и субъективных (общественное мнение) критериев. В их число включаются:социально-экономические (уровень зарплаты и других доходов, пенсий, пособий; жилищные условия; профессиональная занятость населения и т.д.), медико-демографические (рождаемость, смертность, заболеваемость, алкоголизм, наркомания и др.), экологические (степень радиоактивного загрязнения территории проживания и др.), криминогенные (уровень преступности) и политические показатели (отношение к местной и федеральной власти, готовность к определенным действиям).

Мониторинг является эффективным методом, позволяющим получить системную, объективную и содержательную информацию о социально-психологическом состоянии населения зоны наблюдения, помогает определять стратегические цели и тактические направления ее развития, и находить эффективные формы и методы социально-психологической реабилитации, которые помогут поддерживать у населения нормальный психологический статус и снизить уровень социально-психологической напряженности.

СПМ позволит проводить динамическую оценку социально-психологической обстановки на территории, прилегающей к АЭС и адекватные коррекционные мероприятия; формировать благоприятный социально-психологического климат в зоне наблюдения и образ предприятий атомной энергетики; контролировать состояние лиц критической группы; принимать административные и организационные решения органам местного самоуправления, областным, региональным властям; привить культуру безопасности проживания на территории, прилегающей к ядерным объектам.

В структуре работы с персоналом АЭС основными задачами первого этапа мониторинга являются:

  1. Определение социально-психологических, психофизиологических и медицинских критериев для отбора оперативного состава и руководящего звена АЭС.
  2. Проведение предварительного медицинского, психофизиологического и психологического обследования кандидатов.
  3. Оценка исходного уровня социально-психологического, психофизиологического и соматического статуса персонала АЭС.
  4. Регистрация персонала для создания когорты работников АЭС для проспективного наблюдения.

Реализация задач СПМ в предпусковой период включает следующие мероприятия:

  1. Определение критериев отбора персонала и руководящего звена АЭС.
  2. Проведение первичного медицинского, психофизиологического и психолого-психиатрического осмотра (в соответствии с «Методическими указаниями по проведению медицинских осмотров и психофизиологических обследований работников объектов использования атомной энергии» № 32-023/20 от 08.06.99 г.).
  3. Оценка исходного социально-психологического и психофизиологического статуса наемного персонала.
  4. Регистрация персонала для создания когорты работников АЭС с целью проспективного наблюдения.

Основными мероприятиями долгосрочного СПМ персонала является периодический, предсменный и внутрисменный медико-психофизиологический контроль. 

Реализация положений СПМ персонала АЭС позволит:

  1. Осуществлять раннее выявление и комплексную терапию донозологических форм психической патологии.
  2. Снизить заболеваемость психосоматическими, пограничными психическими расстройствами, алкогольной зависимостью и другими аддиктивными нарушениями у лиц оперативного и руководящего звена АЭС.
  3. Проводить необходимый комплекс коррекционных, терапевтических и реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление психофизиологического здоровья персонала.
  4. Уменьшить число несчастных случаев на производстве.
  5. Снизить показатели инвалидизации персонала.
  6. Улучшить психологический климат в коллективе.
  7. Сформировать культуру безопасности персонала.

Информация о состоянии окружающей среды и здоровье человека являются важным аспектом обеспечения психологического комфорта у людей, проживающих в зоне влияния предприятий с ядерным производственным циклом. Отсутствие доступной информации может приводить к психологическому напряжению у населения, что является одним из существенных факторов, влияющих на здоровье человека.

Важным элементом системы СПМ является объективное и регулярное информирование населения о ситуации на АЭС и вблизи АЭС, которое будет способствовать формированию доверия к официальной информации о безопасности АЭС и будет направлено на снижение уровня социально- психологической напряженности у населения, проживающего вблизи АЭС. Информирование осуществляется через электронные и печатные СМИ.

Оценка доз облучения

Оценка доз облучения персонала и населения, проживающего в зоне наблюдения АЭС является неотъемлемой частью радиационно-гигиенического мониторинга (РГМ) — системы комплексного динамического наблюдения, включающего в себя постоянный контроль за параметрами радиационной обстановки. Долгосрочный комплексный РГМ, который включает расчеты доз, осуществляется с целью обеспечения основных принципов радиационной безопасности персонала и населения, проживающего в районе рас- положения АЭС, и получения необходимой информации для оценки влияния деятельности АЭС на уровни облучения и здоровье человека.

Основными задачами РГМ является: 

  1. Оценка текущих доз облучения персонала АЭС на основе данных биофизических обследований.
  2. Выявление закономерностей формирования накопленных доз облучения персонала АЭС.
  3. Оценка текущих доз облучения населения, проживающего в районе размещения АЭС, на основе данных мониторинга объектов окружающей среды.
  4. Выявление закономерностей формирования накопленных доз облучения местного населения, включая природные источники ионизирующего облучения, загрязнение территории техногенными радионуклидами в результате прошлых радиационных аварий и глобальных выпадений.

При оценке доз выделяют два этапа: 

  1. Однократная оценка накопленных и годовых эффективных доз внешнего и внутреннего облучения населения в районе размещения строящейся АЭС и на контрольной территории в период снятия «нулевого» фона (на стадии проектирования АЭС до пуска ее в эксплуатацию). Для персонала: однократная оценка уровней содержания радионуклидов в организме человека при приеме на работу.
  2. Систематические оценки годовых эффективных доз внешнего и внутреннего облучения персонала и населения, проживающего в зоне наблюдения и контрольном районе, в период эксплуатации АЭС для оперативного выявления тенденций изменения радиационной обстановки. 

Реализация задач РГМ в предпусковой период включает следующие мероприятия: 

  1. Определение санитарно-защитной зоны (СЗЗ), зоны наблюдения (ЗН) и контрольной фоновой территории (территории сравнения) для АЭС в соответствии с установленными санитарными правилами.
  2. Выбор пунктов наблюдения (контрольных точек) на территории СЗЗ, ЗН, а также на территории сравнения с учетом Регламента радиационного контроля, установленного для АЭС.
  3. Разработка и согласование программы снятия «нулевого» фона.
  4. Оценка радиационно-гигиенических параметров объектов окружающей среды в контрольных точках СЗЗ, ЗН и на территории сравнения в соответствии с Регламентом радиационного контроля, установленным для АЭС.
  5. Оценка годовых и накопленных эффективных доз облучения различных возрастных групп жителей населенных пунктов, расположенных в ЗН и на территории сравнения, до начала работы АЭС.
  6. Оценка уровней содержания радионуклидов в организме человека при приеме на работу по результатам биофизических обследований.

Реализация задач РГМ в период эксплуатации АЭС включает следующие мероприятия:

  1. Организация системы мониторинга ра- диационной обстановки в рабочих помещениях АЭС.
  2. Организация системы контроля внешнего облучения персонала АЭС.
  3. Организация системы контроля внутреннего облучения персонала АЭС, определяющая объем и периодичность биофизических обследований.
  4. Ежегодная оценка годовых эффективных доз облучения персонала АЭС.
  5. Выбор реперных точек для долговременного мониторинга на территории СЗЗ, ЗН и на территории сравнения на основании анализа данных, полученных на стадии снятия «нулевого» фона, с учетом розы ветров, распределения численности населения и расположения системы АСКРО АЭС.
  6. Организация и проведение долговременного РГМ на территории СЗЗ, ЗН и на территории сравнения в соответствии с Регламентом радиационного контроля, установленным для АЭС.
  7. Ежегодная оценка радиационно-гигиенических параметров объектов окружающей среды в контрольных точках СЗЗ, ЗН и на территории сравнения;
  8. Ежегодная оценка годовых эффективных доз облучения различных возрастных групп жителей населенных пунктов, расположенных в ЗН и на территории сравнения.

Результаты оценки накопленных и текущих доз облучения позволят оценить влияние АЭС на состояние здоровья персонала АЭС и населения, проживающего в зоне наблюдения.

Природные экосистемы в зоне влияния АЭС

Целью системы мониторинга природной среды (МПС) является сохранение естественных экосистем, поддержание их целостности, видового разнообразия; продуктивности сельского хозяйства и качества сельскохозяйственной продукции; качества абиотических составляющих экосистем; снижение воздействия АЭС на окружающую среду до возможно низкого уровня. Система мониторинга позволит обеспечить приемлемый радиационный риск для естественных и антропогенно измененных экосистем в зоне влияния АЭС; получить данные для выработки научно обоснованных оперативных и концептуальных управленческих решений; обеспечить открытость и доступность информации о состоянии окружающей среды в зоне влияния АЭС.

МПС включает мероприятия химического, радиоэкологического и биологического мониторинга состояния наземных и водных экосистем в зоне влияния АЭС. В процессе мониторинга также осуществляется сбор информации о метеорологических условиях и гидрологическом режиме водных экосистем в районе расположения АЭС.

Мониторинг состояния природной среды в зоне влияния АЭС включает в себя как контроль абиотических компонентов (вода из водоема- охладителя, донные отложения, почвы), так и анализ биоты (гидробионты, а также представители наземной флоры и фауны), которые органично взаимосвязаны и составляют единую систему.

Для организации системы мониторинга необходимо определить референтные водоемы и референтные площадки наземных экосистем в зоне влияния АЭС. В качестве референтных водных экосистем в систему мониторинга долж- ны быть включены: водоемы, используемые для забора воды на нужды АЭС; водоемы, в которые производится сброс сточных вод; водоем-охладитель; наиболее значимые с точки зрения питьевого, рекреационного и рыбохозяйственного использования водоемы, расположенные в зоне влияния АЭС. Для проведения мониторинга наземных экосистем пробные площадки должны быть заложены во всех типах биогеоценозов, подпадающих под влияние АЭС: в естественных экосистемах (пойменный луг, суходольный луг, лиственный лес, хвойный лес и т.д.); во всех типах агроэкосистем (поля, сады, приусадебные участки и т.д.).

Пробные площадки должны быть расположены в местах наиболее вероятного химического и радиоактивного загрязнения (определяемых в зависимости от ландшафтных и метеорологических особенностей). Станции/площадки отбора проб должны быть общими для всех видов мониторинга (химического, радиоэкологического, биологического), для них должны быть определены географические координаты.

Мониторинг химического состава природной среды в зоне влияния АЭС предусматривает разработку системы мо- ниторинга, включающую в себя определение показателей, сети контрольных станций, частоты отбора проб и определение объектов исследования. Объектами химического мониторинга должны быть абиотические компоненты водных и наземных экосистем (вода, донные отложения, почва, воздух), биота наземных и водных экосистем с включением объектов, представляющих собой основные звенья пищевых цепей, объекты сельскохозяйственного производства. В качестве показателей, входящих в систему мониторинга, должны быть включены концентрации тех химических веществ, появление которых в окружающей среде может быть связано с эксплуатацией АЭС.

Основные принципы радиоэкологического мониторинга в районах воздействия атомных станций заключаются в установлении контроля за содержанием радионуклидов в основных компонентах водных (вода, донные отложения, гидробионты, прежде всего представители ихтиофауны) и наземных экосистем (почвы, представители флоры и фауны, прежде всего сельскохозяйственные культуры растений и объекты животноводства), находящихся в зоне влияния АЭС. Периодичность проведения радиоэкологического мониторинга определяется регламентом, учитывающим особенности вероятного загрязнения природной среды, химические свойства анализируемых радионуклидов и особенности накопления их в природной среде.

Радиоэкологический мониторинг должен принимать во внимание результаты химического мониторинга, т.е. контроль химического загрязнения наземных и водных экосистем, на фоне которого происходят процессы накопления, миграции и перераспределения радионуклидов в основных компонентах биогеоценозов. Радиоэкологический мониторинг включает регулярный контроль газоаэрозольных выбросов в атмосферу от АЭС; выявление основных депо радионуклидов в экосистемах рек, озер и водохранилищ, которые служат биогеохимическими барьерами на пути миграции радионуклидов в водной среде; оценка запасов радионуклидов в основных компонентах водоемов (вода, донные отложения, гидробионты); контроль переноса радиоактивного загрязнения по пищевым цепям в водных экосистемах и агроценозах; контроль физико-химического состояния радионуклидов.

Биологический мониторинг состояния референтных водных и наземных экосистем включает определение видового состава биоценозов, количественных показателей развития важнейших видов и отдельных биоценозов; проведение генетического мониторинга (определение частоты повреждений ДНК и генетического разнообразия).

Таким образом, мониторинг природной среды позволит осуществлять контроль за санитарно-гигиеническим состоянием окружающей человека среды, проводить контроль изменений качества абиотической составляющей и состояния биоты, установить причины изменений биоты.

Заключение

Настоящая концепция исходит из предположения, что строительство и эксплуатация АЭС могут повлиять на состояние окружающей среды, а также здоровье персонала и населения, проживающего в зоне ее влияния. При этом авторы считают допустимым лишь такое изменение показателей здоровья и природной среды, которое позволило бы оценивать это влияние как экологически безопасное для данного региона. Под экологической безопасностью мы понимаем такое состояние здоровья персонала и населения, а также природных экосистем в период строительства и эксплуатации АЭС, которое обеспечивает санитарно-гигиеническое благополучие человека и благополучное существование его природного окружения (наземных и водных экосистем). Основой для такой оценки является проспективный мониторинг, концепция которого представлена в настоящей работе. Влияние АЭС может быть признано безопасным, если качество жизни (состояние здоровья) удовлетворяет требованиям санитарно-гигиенических нормативов, а изменения природных комплексов (экосистем, ландшафтов и др.) не превышают изменений, обусловленных естественными причинами.

На основе предложенной концепции будут разработаны методические рекомендации по обеспечению гарантированной безопасности персонала АЭС и населения, проживающего вблизи АЭС. Рекомендации межведомственным регламентирующим деятельность различных министерств и ведомств Российской Федерации и определяют концептуальные положения мониторинга окружающей среды, здоровья персонала и населения (социально- гигиенический мониторинг).