Медицина экстремальных ситуаций
Научно-практический рецензируемый журнал
ФМБА России

Включен в перечень ВАК

Всегда на страже санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Автор: Д.В. Стафеева

Статья посвящена вопросам становления и развития ФГБУЗ ЦГиЭ №107 и Межрегионального управления №107 ФМБА России с освещением информации о деятельности, осуществляемой учреждениями. В феврале 1968 г. Совет Министров СССР принял постановление о строительстве Приаргунского горно-химического комбината для промышленной отработки Стрельцовской группы уран-молибденовых месторождений.

В феврале 1968 г. Совет Министров СССР принял постановление о строительстве Приаргунского горно-химического комбината для промышленной отработки Стрельцовской группы уран-молибденовых месторождений.

29 февраля 1968 г. для медико-санитарного обеспечения начинавшегося строительства комбината в Забайкалье приказом министра здравоохранения СССР № 54-з при медсанчасти №106, расположенной в пос. Первомайском Читинской области, была создана больница № 2 в г. Краснокаменске.

Для организации и проведения санитарно-эпидемиологической работы в состав больницы была включена санитарно-эпидемиологическая станция штатной численностью 13 единиц. В штатное расписание были введены соответствующие должности: 

  • главный врач СЭС – санитарный врач, 
  • заместитель главного врача по санитарно-эпидемиологическим вопросам, 
  • врач-бактериолог, 
  • врач по общей гигиене, 
  • два помощника санитарного врача и эпидемиолога, 
  • баклаборанты, 
  • дезинфектор. 

Должность главного врача СЭС впервые и на продолжительное время (до августа 1983 г.) занял Валентин Михайлович Сунцов.

Сунцов Валентин Михайлович

первый главный врач СЭС

 

Была начата работа по налаживанию учета объектов санитарного надзора, их регулярному обследованию, введены учет инфекционных больных и проведение противоэпидемических мероприятий в инфекционных очагах.

18 марта 1969 г. приказом МЗ СССР №19 больница № 2 реорганизована в медсанчасть № 2 Медсанотдела №106 3-го Главного управления при МЗ СССР. В.М Сунцов был назначен первым начальником нового учреждения и руководил им до апреля 1971 г.

Первые годы работы санэпидстанции были временем ее становления, роста, поиска методов и форм работы, улучшения качественных показателей работы на основе повышения квалификации кадров и улучшения материально-технической базы.

Санитарно-эпидемиологическая обстановка района обслуживания в первые годы становления медсанчасти № 2 была неудовлетворительной. Этому способствовал целый ряд причин.

Сама медсанчасть № 2 размещалась в неприспособленных для медицинской работы бараках. Санэпидстанция размещалась на первом этаже одного из них в общежитии, бактериологическая лаборатория – в другом отдельном здании, поэтому много внимания уделялось развитию материально-технической базы МСЧ № 2 и СЭС (строительство зданий, оснащение их лабораторным оборудованием и приборами), комплектованию и повышению квалификации кадров, организации санитарно-эпидемиологической работы в учреждении и на обслуживаемых объектах.

Водоснабжение обслуживаемого предприятия и жилого поселка не удовлетворяло санитарным требованиям. С 1969 г. водоснабжение осуществлялось из подземного водоисточника производительностью 25 л/с в районе аэропорта. Вода подавалась в недостаточном количестве, в поселок Октябрьский доставлялась автоводовозками. Хозбытовые сточные воды с обслуживаемой промплощадки и жилого сектора в городе сбрасывались без очистки в бессточное солончаковое озеро Умыкей. В поселке Октябрьский отходы сбрасывались в выгребные ямы. Бани, прачечной, дезинфекционной камеры на объекте в первые годы не было.

Очень важным с гигиенической точки зрения было решение министра среднего машиностроения Е.П. Славского отказаться от сооружения в городе временных бараков. В итоге было сразу начато и в марте 1968 г. закончено строительство пятиэтажного 125-квартирного жилого дома, получившего №102.

Тем не менее жилья не хватало, и достаточно длительное время многие первостроители и некоторые учреждения размещались в «вагонграде» – городке из строительных вагончиков.

Предупредительный санитарный надзор осуществлялся в основном на стадии строительства и приемки объектов в эксплуатацию, так как, учитывая их значимость и высокую сметную стоимость, комплексность застройки, экспертиза комплексных проектов строительства проводилась госсанэпиднадзором 3-го Главного управления.

Текущий санитарный надзор практически до 1970 г. осуществлялся в основном «визуально». Организация бактериологической лаборатории, лабораторная диагностика инфекционных заболеваний и контроль дезинфекции начались с 1969 г. Лабораторный контроль условий труда на объектах строительства и горно-геологическом производстве со стороны санэпидслужбы велся в ограниченном объеме и заключался в исследовании только физических факторов: радиационных факторов (внешнее излучение, КДПР), параметров микроклимата (температура, влажность, скорость движения воздуха). Производственный лабораторный контроль осуществлялся по тем же параметрам и только на горных работах.

В 1971–1972 гг. медсанчасть получила возможность «перебраться» в город, размещаясь в разрозненных зданиях. Вместе с управлением медсанчастью и стационаром санэпидстанция вначале разместилась в здании школы-больницы. Затем было построено специализированное здание лаборатории особо опасных инфекций, где разместилась вся санэпидслужба.

Промышленно-санитарная лаборатория в последующем размещалась некоторое время в здании военного госпиталя, затем – на 7-м этаже вновь выстроенного типового здания поликлиники. И только в 1982 г. было построено специальное проектное здание для санэпидстанции. Современная база позволила начать быстрое развитие лабораторной службы. Этому способствовали быстрый рост производственных объектов комбината, строительство города и дальнейшие организационные изменения и повышение статуса медицинского учреждения в целом. 11 июня 1971 г. приказом МЗ СССР № 426 медсанчасть № 2 МСО №106 преобразована в самостоятельную медсанчасть №107, а 16 мая 1975 г. приказом № 87з – в медико-санитарный отдел №107.

Коллектив СЭС. 1980 г.

Развитие любой службы в первую очередь обеспечивается наличием квалифицированных специалистов. Ежегодно в коллектив СЭС вливались новые сотрудники, в том числе молодые специалисты. Встали во весь рост проблемы повышения квалификации кадров, совершенствования организации их труда, повышения качества оперативной и лабораторной работы. Со всеми этими проблемами коллектив СЭС успешно справлялся. Было установлено правило, которое соблюдается и по настоящее время: каждый специалист с высшим образованием в первые 1,5–2 года работы получал специализацию по избранной специальности в институтах страны и в последующем проходил усовершенствование не реже одного раза в 3–5 лет.

Особенностью работы санэпидслужбы города был большой объем предупредительного санитарного надзора на протяжении всего периода ее деятельности. Интенсивно строились сначала объекты горно-рудного (шахты, карьер), затем химико-металлургического (заводы ГМЗ, СКЗ) и вспомогательного комплекса (ТЭЦ, РМЗ, автохозяйства). Велось интенсивное строительство жилья, объектов социально-бытового назначения (лечебно- профилактические учреждения, школы, детские дошкольные и временные загородные оздоровительные учреждения, общежития, магазины, столовые и многое другое). В санэпидстанцию почти ежедневно поступала проектная документация на строительство тех или иных объектов для санитарно-эпидемиологической экспертизы и выдачи заключений. Экспертизу проектов и выдачу заключений по проектам строительства объектов проводили все врачи-специалисты по своим направлениям, часто вместе с другими врачами санэпидстанции. Специалисты СЭС почти ежедневно приглашались на работу в приемочных комиссиях.

Коллектив промышленно-санитарной лаборатории. 1980 г.

Санэпидстанция МСЧ №107 с самого начала своей деятельности по заданию 3-го Главного управления при Минздраве СССР осуществляла госсанэпиднадзор за военно-строительными частями и военно-строительными отрядами (ВСЧ/ВСО) Минсредмаша СССР, являвшимися, особенно в первые годы, основной рабочей силой строителей. Размещались строители в палаточных городках в районе поселков Октябрьский и Краснокаменск и на территории города. Питание осуществлялось в приспособленных столовых каркасно-засыпного исполнения, не отвечавших в полной мере санитарно- гигиеническим требованиям. Из-за отсутствия централизованного водоснабжения, большой разбросанности бригад военных строителей по многим строившимся объектам водоснабжение и коммунально-бытовое обслуживание осуществлялись со значительными нарушениями. По этим причинам в 1973–1975 гг. в различных воинских частях отмечалась повышенная, периодически вспышечная, заболеваемость острыми кишечными инфекционными заболеваниями (дизентерия).

В 1983 г. СЭС МСО №107 возглавил Н.Н. Подопригорин. Как и В.М. Сунцов, он продолжил работу по развитию материально-технической базы службы: в 1988–1989 гг. было построено здание хозяйственного корпуса, в котором разместились вирусологическая лаборатория, противочумная станция и отдел профилактической дезинфекции. Продолжалось оснащение СЭС лабораторным оборудованием и приборами, было начато приобретение и освоение компьютеров и первых программных продуктов. Первостепенное значение придавалось повышению квалификации кадров.

4 декабря 1986 г. приказом МЗ СССР № 226з в МСО №107 организована противочумная станция (ПЧС). На ПЧС были возложены эпидемиологический надзор и организация противоэпидемических мероприятий по предупреждению особо опасных инфекционных заболеваний, ВИЧ-инфекции. По согласованию с ПЧС в Читинской области за ПЧС МСО №107 была закреплена территория, на которой в полном объеме проводился эпидемиологический и эпизоотологический надзор за состоянием забайкальского природного очага чумы и туляремии. В том же 1986 г. из состава бактериологической лаборатории была выделена вирусологическая лаборатория штатной численностью 8 единиц. Первые годы персонал ее продолжал работать на базе бактериологической лаборатории, а в 1989 г. получил собственную базу в новом хозяйственном корпусе. Лаборатория была оснащена современным комплексом оборудования производства ВНР.

Коллектив эпидемиологического отдела. 1980 г.

5 октября 1987 г. приказом №1096 МСО №107 переименован в ЦМСЧ №107.

1990-е годы принесли резкие изменения в политической и экономической жизни страны и в характер работы госсанэпидслужбы. После выхода в 1992 г. Указа Президента РФ «О свободе торговли», принятия ряда последующих законодательных актов о кооперативах, малом предпринимательстве и т.д. изменился характер подконтрольных объектов (индивидуальные предприниматели, кооперативы, акционерные общества). Это вызвало значительное обновление нормативно-правовой базы госсанэпиднадзора. Возникла необходимость сначала аттестации, затем аккредитации лабораторной службы. Благодаря целенаправленной работе руководства ЦМСЧ и ЦГСЭН, поддержке администрации города и ПГХК была проведена большая подготовительная работа, и в 1998 г. ЦГСЭН №107 успешно прошел аккредитацию в системе лабораторий госсанэпидслужбы и ГОСТ Р. Был создан испытательный лабораторный центр (ИЛЦ) под руководством Светланы Борисовны Золотухиной, что существенно повысило квалификационный статус Центра. Последующие переаккредитации неизменно его подтверждали.

В те же годы для решения вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия в практику госсанэпидслужбы было внедрено планирование через целевые комплексные программы. Специалисты СЭС инициировали и непосредственно участвовали в разработке ЦКП «Здоровье», «Вакцино-профилактика», «Профилактика туберкулеза», «Анти-СПИД», «ВИЧ, гепатиты», направляли свои предложения в региональные ЦКП «Радон» в отношении радоновой проблемы поселка Октябрьский, «Обеспечение населения Читинской области доброкачественной питьевой водой», в программу социально-экономического развития г. Краснокаменска и Краснокаменского района в части строительства полигона твердых бытовых отходов. Эти программы в тех условиях сыграли существенную роль и в дальнейшем по представлениям госсанэпидслужбы неоднократно продлевались.

Следующий значимый этап в развитии санэпидслужбы города начался с 2000 г. В ходе административной реформы исполнительных органов государственной власти РФ очередные изменения произошли и в структуре государственной санитарно- эпидемиологической службы. В соответствии с приказом ФУ «Медбиоэкстрем» ЦГСЭН выделен из состава МСЧ №107 в качестве самостоятельного юридического лица. 20 июня 2000 г. постановлением главы администрации г. Краснокаменска и Краснокаменского района зарегистрировано ГУЗ «ЦГСЭН №107 ФУ МБ и ЭП при МЗ РФ».

Новый этап в развитии госсанэпидслужбы города наступил после 2004 г. В ходе проводимой в РФ административной реформы федеральных органов исполнительной власти в целях развития специализированного санитарно-эпидемиологического надзора Указом Президента РФ от 11.10.2004 г. №1304 Федеральное управление «Медбиоэкстрем» упразднено и на его базе предписано организовать Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА России). Соответственно ФГУЗ «ЦГСЭН ФУ “Медбиоэкстрем”» стало именоваться ФГУЗ «ЦГСЭН ФМБА России». Приказом ФМБА России от 28.09.2005 г. № 320 ФГУЗ «ЦГСЭН ФМБА России» с 1 января 2006 г. переименованы в ФГУЗ «Центры гигиены и эпидемиологии».

10 ноября 2005 г. приказом ФМБА России № 397 утвержден Устав ФГУЗ «ЦГиЭ №107», в соответствии с которым ЦГиЭ №107 является правопреемником ФГУЗ «ЦГСЭН №107 ФМБА». Основной задачей учреждения является обеспечение деятельности Регионального управления №107, осуществляющего государственный санитарно-эпидемиологический надзор и контроль исполнения обязательных требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия работников ОАО ППГХО, других организаций и учреждений и населения городского поселения «г. Краснокаменск».

Таким образом, с начала 2006 г. функционируют две отдельные, но при этом тесно взаимосвязанные организации: ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии №107» и Региональное управление №107 ФМБА России.

Приказом ФМБА России Светлана Борисовна Золотухина назначена исполняющей обязанности главного врача, а затем и главным врачом ФГУЗ «ЦГиЭ №107» с 1 февраля 2006 г. На должность руководителя Регионального управления №107 ФМБА России назначена Елена Анатольевна Хохлова, заместителем руководителя – Светлана Леонидовна Баранова.

В 2011 г. ФГУЗ ЦГиЭ №107 ФМБА России переименован в Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центр гигиены и эпидемиологии №107» ФМБА России. В 2013 г. Региональное управление №107 ФМБА России переименовано в Межрегиональное управление №107 ФМБА России.

Таким образом, история ФГБУЗ «ЦГиЭ №107» и Межрегионального управления №107 не начинается с нуля, а продолжает многолетние традиции своих предшественников в новом качестве. Специалисты высокого профессионального уровня всегда стоят на страже санитарно-эпидемиологического благополучия населения городского поселения «г. Краснокаменск».

Стафеева Дина Владимировна, Заместитель главного врача ФГБУЗ ЦГиЭ №107 ФМБА России.