Медицина экстремальных ситуаций
Научно-практический рецензируемый журнал
ФМБА России

Включен в перечень ВАК

Опыт организации санитарно-противоэпидемического обеспечения в условиях возникновения ЧС на Чернобыльской АЭС 

Авторы: Л.А. Аксенов, В.Н. Артюшин

28 лет назад в районе г. Припяти Киевской области произошла крупнейшая в мире техногенная катастрофа-авария на Чернобыльской АЭС (ЧАЭС), приведшая к тяжелым последствиям для населения и окружающей среды.

Численность населения г. Припяти (города энергетиков ЧАЭС) составляла 45 тыс. человек, в том числе 14,5 тыс. детей и 4 тыс. работников АЭС. В городе имелась медсанчасть № 126, подконтрольная 3-му Главному управлению, на 400 коек с поликлиниками на 1100 посещений в смену, отделением скорой помощи.

В соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР, изданным в его развитие приказом Минздрава СССР на 3-е Главное управление были возложены медико-санитарное обслуживание работавших в 30-километровой зоне ЧАЭС и в местах их размещения, находившихся за пределами этой зоны, и как один из важнейших разделов этой задачи – противоэпидемическое обеспечение всех контингентов, занятых на работах по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.

Решением оперативного штаба, созданного при 3-м Главном управлении, вся работа по организации санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, подбор и расстановка кадров специалистов санитарно-эпидемиологического профиля были возложены на Центральную санитарно-эпидемиологическую службу Минздрава СССР (ЦСЭС).

Для оценки создавшейся обстановки в зоне аварии и выработки структуры и принципов организации санитарно-эпидемиологической службы (СЭС) в мае 1986 г. на ЧАЭС были командированы специалисты ЦСЭС: заведующий отделом эпидемиологии Л.А. Аксенов и заведующий санитарно-гигиеническим отделом Д.Э. Сегаль.

После аварии на ЧАЭС все население г. Припяти было полностью эвакуировано в районы Киевской области – Чернобыльский, Полесский, Иванковский. Санитарный надзор за условиями размещения населения, питания, водоснабжения осуществлялся территориальными СЭС, которые были плохо оснащены необходимым лабораторным оборудованием и персоналом.

Сложность работы специалистов санитарно-эпидемиологического профиля 3-го Главного управления заключалась в решении вопросов при полном отсутствии материальной и лабораторной базы. Радиус действия Госсаннадзора охватывал несколько районов Киевской, Житомирской, Черниговской областей. При отдаленности отдельных населенных пунктов до 150 км количество контролируемых объектов ежедневно увеличивалось, контингенты часто менялись, а общая численность работавших составляла ежемесячно 25–34 тыс. человек, которые находились в 70–150 км от места аварии и размещались на 25 базах.

Места проживания и питания ликвидаторов были не приспособлены к размещению такого большого количества прикомандированных, а сложности в обслуживании ликвидаторов создавали большие расстояния между базами.

В мае-июле 1986 г. прибывавшие контингенты в основном разместились в Тетеревском районе (83 км от Чернобыля) – 12 баз размещения, в Иванкове (50 км от Чернобыля) – база размещения военных строителей УС № 605, в Полесском (40 км от Чернобыля) – 4 базы дислокации контингента.

Для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия контингентов, направленных на работы по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, ЦСЭС необходимо было решить первоочередные задачи:

  • организацию санитарно-эпидемиологической службы и развертывание ее лабораторных подразделений; 
  • реализацию комплекса санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий по предупреждению массовых инфекционных заболеваний и пищевых отравлений, обеспечение кадрами санитарного профиля для контроля за объектами питания, в местах дислокации лиц, направленных на работы по ликвидации последствий ЧАЭС.

Основная особенность ситуации в данный период заключалась в том, что лечебно-профилактические организации 3-го Главного управления, находившиеся в г. Припяти, после аварии в связи с высоким уровнем радиации не функционировали и материально-технической базы не имели.

Деятельность Госсаннадзора на первом этапе осуществлялась в 5 районах. Некоторая обособленность, относительная отдаленность друг от друга и отсутствие стабильной оперативной связи диктовали необходимость быстрого решения текущих вопросов создания самостоятельных санитарно-эпидемиологических подразделений.

Основная задача Госсаннадзора на первом этапе (май–июль 1986 г.) заключалась в создании эшелонированной лабораторной и материальной базы в 5 районах с обеспечением их кадрами и организацией контроля за каждым пунктом питания и размещения лиц, участвовавших в ликвидации аварии. Для обеспечения Госсаннадзора в основном использовались силы и средства системы 3-го Главного управления, так как местная база и медицинские кадры практически отсутствовали. Поскольку в районе аварии обстановка не позволяла иметь стационарные базы санитарно-эпидемиологической службы, санитарно-эпидемиологические отделы создавались в радиусе 40–100 км от места аварии. Центральная база была развернута в июне 1986 г. в районе с. Тетерево с дополнительными отделами в поселках Зеленый Мыс, Страхолесье (плавбаза «Белые пароходы»), Глебовка, Ковшиловка и Иванково. Организационно-методическое руководство осуществлялось через группу специалистов, дислоцированных в Чернобыле при правительственной комиссии. Работа в основном была организована по принципу подвижных санитарно-эпидемиологических отрядов, которые обеспечивали контроль за каждым объектом.

В этот промежуток времени специалисты ЦСЭС обеспечивали ежемесячные отбор и направление врачей и средних медицинских работников в район ЧАЭС. Главные врачи санэпидстанций медсанчастей, направляемые на ЧАЭС, проходили подробный инструктаж в ЦСЭС с последующим подробным отчетом о проделанной работе. Специалисты, направляемые на ЧАЭС, снабжались подробными инструктивно-методическими рекомендациями о порядке санитарно-эпидемиологического контроля, разработанными ЦСЭС для работы в экстремальных ситуациях.

Организационно-методическое руководство ЦСЭС осуществляло через двух представителей Госсаннадзора – главного врача СЭС МСЧ № 126 и представителя в правительственной комиссии г. Чернобыля. Такая структура была временной, необходимой на этих этапах деятельности.

Основная тяжесть работ по развертыванию санитарно-эпидемиологической службы (май–июнь) приходилась на Тетеревский куст, где параллельно с развертыванием базы осуществлялась вся работа по проведению государственного санитарного надзора за контингентами за исключением 30-километровой зоны.

На базе п/л Лесная Сказка в июне уже функционировала санэпидстанция с лабораторными службами, осуществлявшая государственный санитарный надзор в полном объеме.

Централизованно из Москвы (ЦАС № 6), а также г. Желтые Воды и частично из МСЧ № 146 г. Киева для СЭС МСЧ № 126 были поставлены машинами полный комплект лабораторного оборудования, мебель, мягкий инвентарь, необходимые реактивы, дезинфекционное оборудование и дезинфекционные средства. Кроме того, на случай эпидемического осложнения были направлены 3 подвижные дезинфекционные камеры и 1 автолаборатория для проведения санитарно-бактериологических исследований.

На период монтажа лабораторий исследования временно проводились на Иванковской и Бородянской СЭС на базе областной СЭС г. Киева. Исследования в 30-километровой зоне осуществлялись в Чернобыльской СЭС.

В связи с неудовлетворительным санитарно-техническим состоянием и перегрузкой баз размещения и объектов питания работавших был закреплен один, а за некоторыми объектами – по два санитарных работника. С ростом числа обслуживаемых объектов возрастало количество направляемых специалистов в район Чернобыля. Всего с мая по декабрь было направлено 274 специалиста санитарно-эпидемиологического профиля, из них 178 врачей. Некоторые специалисты выезжали по 2–4 раза. Кроме того, в районе Чернобыля ежемесячно работали 20–25 представителей Госсаннадзора из различных районов Украины. В целом за 5 месяцев санитарно-эпидемиологическим обеспечением занимались около 500 человек – специалистов санитарно-эпидемиологического профиля (без промышленно-санитарной службы).

С изменением мест размещения ликвидаторов структура Госсаннадзора в августе–октябре несколько изменилась. Резко возросло количество проживавших и питавшихся в г. Чернобыле.

До строительства вахтового поселка в Зеленом Мысу в Страхолесье был организован временный вахтовый комплекс «Белые пароходы», произошла передислокация строителей из Полесского в район Глебовой, сократилась численность проживавших в пос. Тетереве. Все организационно-методическое руководство и санитарно-эпидемиологическое обслуживание было возложено на главного государственного санитарного врача оперативной группы в правительственной комиссии с местом дислокации в г. Чернобыле. Ему была придана оперативная группа в составе 5 человек.

В этот период Госсаннадзор имел хорошую устойчивую телефонную связь со всеми объектами и был обеспечен транспортом в достаточном количестве для решения оперативных вопросов.

Принципиальная схема размещения учреждений санитарно-эпидемиологической службы в 1986 г. представлена на схеме 1.

Большой вклад в организацию санитарно-эпидемиологической службы в районах дислокации лиц, участвовавших в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия, внесли специалисты санитарно-эпидемиологического профиля, медико-санитарных отделов (частей) 3-го Главного управления:

  • Г.Е. Константинов – главный врач СЭС № 152 (г. Дзержинск Московской области);
  • В.И. Хлебалин – главный врач СЭС № 22 (г. Усть-Каменогорск, Казахстан);
  • А.А. Новохатский – главный врач СЭС № 17 (г. Селямяе, Эстония);
  • А.Г. Михайлов – главный врач СЭС № 136 (г. Снечкус, Литва);
  • В.Н. Игнатовский – главный врач СЭС № 111 (г. Фрунзе, Киргизия);
  • П.П. Мельниченко – главный врач СЭС № 59 (г. Заречный Пензинской области);
  • С.С. Рудяшкин – главный врач СЭС № 16 (г. Чкаловск, Таджикистан);
  • А.П. Андреев – главный врач СЭС № 41 (г. Глазов, Удмуртия).

На их долю выпала основная тяжесть организации материально-технической базы санитарно-эпидемиологической службы 3-го Главного управления в районах размещения контингентов, направляемых на работы для ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.

Заслуживают специального внимания принципы и методы работы санэпиднадзора в период ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.

В сложившейся ситуации текущий государственный санитарный надзор осуществлялся практически во всех зонах обслуживания за счет прикомандированных специалистов санитарно-эпидемиологического профиля из МСО/МСЧ Главного управления. За объектами в г. Чернобыле текущий надзор осуществлялся с конца сентября 1986 г. специалистами территориальных органов здравоохранения, подконтрольных и под методическим руководством Госсаннадзора 3-го Главного управления. В этот период для решения оперативных вопросов и объективной оценки ситуации на местах дислокации и питания ликвидаторов ЦСЭС были созданы подвижные противоэпидемические бригады, которые работали в круглосуточном режиме, в них входили различные специалисты санитарно-эпидемиологического профиля.

Для работы в районе аварии на ЧАЭС направлялись наиболее квалифицированные специалисты санитарно-эпидемиологической службы 3-го Главного управления, способные самостоятельно принимать решения в экстремальных условиях.

Схема 1.

 

Схема размещения учреждений санэпидслужбы 3-го Главного управления при Минздраве СССР для обеспечения санэпидблагополучия контингентов, участвовавших в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.

На первых этапах каждый направляемый проходил инструктаж в ЦСЭС, в дальнейшем, после накопления определенного опыта работы, через ЦСЭС направлялись только заведующие санитарно-эпидемиологическими отделениями или врачи, имевшие специальное задание. Каждый специалист, выезжавший на работы в Чернобыль, получал на месте или через ЦСЭС индивидуальную инструкцию, разработанную ЦСЭС, по проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий в местах дислокации контингентов. Был разработан перечень должностных обязанностей для каждого специалиста, командированного для контроля за объектами питания и проживания.

Каждый санитарный врач работал одновременно как врач по гигиене питания, коммунальной гигиене и как эпидемиолог. Перед ним ставилась задача не констатировать факты нарушения, а искать пути их быстрого устранения. Основная стратегическая задача, которая стояла перед врачом санитарно-эпидемиологического профиля, была обеспечить санитарный режим работы объекта, исключавший возможность возникновения пищевого отравления и массовых инфекционных заболеваний.

Врач ежедневно по несколько раз контролировал условия приготовления наиболее опасных в эпидемическом отношении пищевых блюд, сроки реализации скоропортящихся продуктов, не допуская наличия пищевых остатков. В зависимости от санитарных условий устанавливался ассортимент разрешенных к приготовлению на данном объекте блюд. Ежедневно перед началом работы проводился осмотр персонала на гнойничковые заболевания, проверялось технологическое оборудование и санитарно-техническое состояние всего объекта. Два раза в день, в 8.00 и 20.00, врач докладывал старшему по санитарно-эпидемиологическому отделению о состоянии объекта и труднорешаемых вопросах.

Всю санпросветработу среди проживавших, обучение декретированных контингентов, забор материала для исследований проводил санитарный врач, закрепленный за конкретным объектом.

Кроме жесткого ежедневного контроля за каждым объектом питания и проживания в течение всей деятельности Госсаннадзором проводилась большая организационная работа с руководителями предприятий общественного питания, руководством ОРС, УРС, включая Киев и Москву.

Врачи разных специальностей, входившие в состав противоэпидемических бригад. 1986 г

Подвижные противоэпидемические бригады. Чернобыль, сентябрьоктябрь 1986 г

 

Госсаннадзор заблаговременно предупреждал руководителей УРС о требованиях, которые во многом отличались от требований в обычное время и целиком зависели от санитарного состояния объектов и сложившейся обстановки. Так, каждый ОРС и объект имел индивидуальный перечень разрешенных Госсаннадзором блюд для питания.

Кроме того, в целом в районе Чернобыля было запрещено использование для питания творога без термической обработки. Использование сметаны было разрешено в индивидуальной расфасовке по 230 г. Молоко использовалось только пакетированное, стерилизованное.

Вся молочная продукция доставлялась только со 2-го и 3-го Киевских гормолокозаводов, которые были проверены и взяты под контроль специально выделенными для этого врачами санитарно-эпидемиологического профиля 3-го Главного управления и районной санэпидстанции. С июля 1986 г. был введен запрет на завоз для питания кефира.

Введены ограничения на ассортимент приготовляемых блюд. Временно, до декабря, были исключены из рациона салаты, кисели, компоты, макаронные изделия, запрещено приготовление котлет и сложных соусов. Госсаннадзор запретил разделку мяса на объектах питания, мясные продукты поступали только крутым куском, в виде полуфабрикатов.

Все скоропортящиеся продукты привозились в изотермическом транспорте, который находился под контролем санитарных врачей, контролировавших объект.

Учитывая сложную обстановку и важность правительственного задания, Госсаннадзор ужесточил требования к персоналу, направляемому на работу на предприятия общественного питания. Все направляемые лица должны были проходить медицинское освидетельствование, бактериологическое обследование, санитарный минимум в местных учреждениях здравоохранения.

По прибытии на место работы в обязательном порядке работники ОРС повторно обследовались бактериологически, осматривались врачом и проходили инструктаж у санитарного врача, ответственного за данный объект. Лица, не сдавшие санитарный минимум и не знакомые с правилами общественного питания, не допускались к работе на объекте и возвращались к месту постоянной работы. О таких фактах информировались письменно Министерство торговли, Минэнерго, руководство ОРС, УРС и соответствующие обкомы КПСС.

В работе Госсаннадзора по контролю за предприятиями общественного питания и местами размещения часто практиковались рейдовые проверки с привлечением руководителей ОРС, прокуратуры, КГБ, МВД. При возникновении труднорешаемых вопросов немедленно ставились в известность правительственная комиссия, Совмин УССР, Киевский областной комитет партии.

В основном Госсаннадзор работал методами убеждения. Однако к руководителям ОРС, предприятий общественного питания, не выполнявшим требований по обеспечению эпидемического благополучия, немедленно применялись санкции: сначала штрафные, а затем ставился вопрос о снятии с занимаемой должности или дело передавалось в прокуратуру вплоть до привлечения к партийной ответственности.

За 6 месяцев 1986 г., с мая по октябрь, Госсаннадзором было составлено 259 протоколов о санитарном нарушении на должностных лиц; оштрафованы 123 человека, все штрафы взысканы; отстранены от занимаемой должности 40 человек; передано материалов в прокуратуру – 24, в Комитет госбезопасности – 3; приостановлена эксплуатация 28 объектов.

Помимо принудительных мер с работниками проводилась индивидуальная учеба. Всего были обучены 1102 человека.

Госсаннадзор еженедельно делал сообщения на правительственной комиссии об инфекционной заболеваемости и санитарно-техническом состоянии объектов. По наиболее важным вопросам принимались специальные решения правительственной комиссии (издано 15 решений). Кроме того, на оперативных совещаниях у руководителей строек, управлений, ЧАЭС представители санитарно-эпидемиологической службы ежедневно поднимали вопросы текущего санитарного состояния объектов.

Несмотря на крайне сложную ситуацию, сложившуюся в результате аварии на ЧАЭС, за все время работы среди обслуживаемых контингентов не было зарегистрировано ни одного пищевого отравления и группового заболевания. В экстремальных условиях обеспечение эпидемиологического благополучия возможно только при ежедневном жестком контроле за каждым объектом. Оправдал себя принцип закрепления специалиста санитарно-эпидемиологического профиля за наиболее значимыми объектами питания с ежедневным контролем их работы.

При направлении специалистов санэпиднадзора на работы в экстремальных условиях командируемые должны иметь хорошую теоретическую и практическую подготовку по санитарным вопросам, быть инициативными и способными самостоятельно принимать адекватные решения.

При обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия в экстремальных условиях необходимой мерой является ограничение ассортимента приготовляемых блюд в зависимости от санитарно-технологических объектов, квалификации работающего персонала и его исполнительности.

В соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 02.10.1986 г. № 1179 «О строительстве нового города для постоянного проживания работников ЧАЭС» Центральной санэпидстанцией 3-го ГУ при МЗ СССР было выдано заключение по проекту генерального плана строительства г. Славутича от 04.04.1987 г. Город был рассчитан на 20–30 тыс. человек.

Все объекты жизнеобеспечения г. Славутича были введены в строй к 1988 г., и структура санэпидслужбы претерпела существенные изменения, так как уже к концу 1987 г. со всех регионов Советского Союза начали приезжать строители, которые размещались в вахтовом поселке Лесной, на пароходах и в различных общежитиях города. Общая численность строителей составила около 20 тыс. человек. Город Славутич расположен в природном очаге туляремии и лептоспироза. В тот период перед санэпидслужбой был поставлен вопрос о проведении массовых прививок против туляремии всем жителям города. Перед Центральной санэпидстанцией возникла задача изучения степени опасности территории по зоонозным инфекциям. Для этих целей в окрестностях г. Славутича в 1988–1989 гг. работали две группы специалистов ЦСЭС, которые по результатам обследования территории пришли к выводу о нецелесообразности проведения прививок против туляремии в городе.

В экстремальной ситуации среди лиц, направляемых на работы в район Чернобыля, проводился весь комплекс мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний – от учета заболеваемости, привитости населения до проведения профилактических прививок обслуживаемых контингентов. В частности, для профилактики заболеваний гриппом среди работавших был спланирован и начал осуществляться в октябре 1986 г. комплекс противогриппозных мероприятий, включавший: подготовку мест проживания и размещения к зиме; организацию и проведение профилактических прививок; оснащение здравпунктов специфическими и неспецифическими противогриппозными средствами; подготовку медицинской сети к организации очаговой профилактики.

Все предприятия и учреждения через решение правительственной комиссии получили указания по подготовке баз размещения к зиме.

Госсаннадзор контролировал выполнение всех планов заданий на объектах по подготовке к зиме. Распоряжением правительственной комиссии от 29.09.1986 г. руководителям министерств и ведомств было вменено в обязанность организовать кампанию по проведению прививок против гриппа под организационно-методическим руководством Минздрава СССР.

Планировалось привить около 25 тыс. человек. Для осуществления этой работы было создано 8 бригад, скорректирован план действий с Минобороны СССР. Прививки проводились безыгольными инъекторами, применялась убитая хроматографическая вакцина. Иммунная прослойка против гриппа на 12.10.1986 г. была создана у 92% работавших по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС – 16 691 привитых и 6485 лиц, прибывших с прививками.

На 19 здравпунктах была проведена подготовительная работа по тактике противогриппозных мероприятий в очагах. На здравпункты розданы: ремантадин, интерферон, противогриппозный гамма-глобулин, оксолиновая мазь, антигриппин и другие препараты.

Проведенный комплекс профилактических и противоэпидемических мероприятий позволил не допускать эпидемического подъема заболеваемости гриппом среди рабочих и служащих ЧАЭС и УС ЧАЭС.

Большую работу по подготовке и проведению иммунизации против гриппа в экстремальных условиях провели главный врач МСЧ № 122 А.П. Петров, врачи-эпидемиологи А.А. Иванов и А.А. Шумкин.

С началом строительства изменились численность и дислокация контингентов, участвовавших в ликвидации аварии на ЧАЭС и строительстве г. Славутич. На работах в Славутиче было около 25 тыс. человек. К 1989 г. в городе функционировали школы, детские учреждения и практически все объекты коммунально-бытового назначения.

Принципиальная схема дислокации контингентов, участвовавших в строительстве г. Славутич, представлена ниже (схема 2).

В 1988–1989 гг. четыре сезона (весна, осень) проводилось эпизоотологическое обследование лесных ландшафтов и поймы р. Днепр в окрестностях г. Славутич и пос. Лесной. По итогам этих работ в 14 пунктах учета накоплено 3511 ловушко-ночей и отловлено 758 зверьков 8 видов. Лабораторное исследование зоологического материала выявило энзоотичность территории по ряду зоонозных инфекций: туляремии, лептоспироза, геморрагической лихорадки с почечным синдромом. Природные очаги располагались преимущественно в местах с повышенной численностью грызунов во влажных понижениях, оврагах, долинах ручьев (более 30 особей на 100 ловушек) и нередко сочетались между собой. Носительство антител туляремии установлено у 4 видов. Серопозитивные к туляремии зверьки – 8 из 14, при этом 36% пришлось на обыкновенную полевку. В отдельно взятых пунктах эпизоотологического обследования число серопозитивных к туляремии зверьков было небольшим (максимальное значение – 4%), а титры антител невысокими – менее 1:80.

 Схема 2.

 

Схема дислокации контингентов, участвовавших в строительстве г. Славутич Черниговской области (1988–1990) 

В ходе обследования природных участков в окрестностях г. Славутич установлено, что город расположен в окружении лесных массивов, представленных преимущественно сосновыми лесами. Сосновые леса малопривлекательны для грызунов, и их численность в них не бывает высокой. На основании данных обследования выявлены низкий процент серопозитивных зверьков и низкие титры антител к туляремии и лептоспирозу.

Кроме того, в районе не регистрировались случаи заболевания людей туляремией и лептоспирозом последние несколько лет (более 7 лет), из чего сделан вывод о низкой эпизоотологической активности природных очагов этих инфекций и отсутствии необходимости проводить профилактические мероприятия в полном объеме. В связи с отсутствием очагов пойменно-болотного типа и низкой активностью очагов туляремии в окрестностях г. Славутич решено не проводить вакцинацию прибывшего населения, а основное внимание в профилактике туляремии, лептоспироза и геморрагической лихорадки с почечным синдромом уделить эпизоотологическому мониторингу.

ЦСЭС оставалась для Чернобыля и Славутича организационно-методическим и практическим учреждением по вопросам профилактики инфекционных заболеваний и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия обслуживаемых контингентов. В 1987–1990 гг. с медицинским персоналом в г. Чернобыле и г. Славутиче ежегодно проводились семинарские занятия по различным вопросам инфекционной патологии как на базах 3-го Главного управления, так и непосредственно в г. Славутиче.

За работу по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия среди контингентов, участвовавших в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, 25 специалистов ЦСЭС были награждены правительственными наградами.

Опыт работы по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС и обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия был в дальнейшем использован СЭС при различных экстремальных ситуациях, в том числе при ликвидации последствий землетрясения в Армении и других ЧС.